История развития дымоходной техники. Современные требования к дымовым трубам. Конструкция дымохода. Особенности монтажа.
Из истории устройства дымохода.
Считается, что первобытные люди научились добывать огонь 500 – 700 тыс. лет назад. Умение добывать огонь и использовать его для своих нужд, было, без сомнения, одним из важнейших и значимых шагов в истории человечества. Перенеся огонь в жилище человек, впервые обзавёлся домашним очагом. Огонь позволил человеку наполнить свои дома теплом и светом, дал возможность готовить еду, но вместе с огнём помещения заполнялись едким дымом, тогда впервые пришлось задуматься об укрощение дыма. Наши предки жили в домах, где было только одно общее помещение, и поначалу очаг выглядел как, открытый костер, разведённый в центре, а дым отводился через специальные отверстия, устраиваемые в кровле. О хорошей тяге не могло быть и речи, дым быстро заполнял помещение и медленно его покидал.
Так поэт Гораций писал о том, что его современники должны были быть готовыми к „…ужину с обильными слезами у домашнего очага“.
Так продолжалось вплоть до 10-11 столетия, когда впервые произошло разделение одного общего жилого помещения на нижний и верхний этажи. В это же время появилась первая дымовая труба. Из-за большого количества сжигаемого топлива дымоход должен был иметь большое поперечное сечение, а, следовательно:
На рубеже 12 и 13 столетия были сконструированы закрытые топки, а в15 веке впервые появились комнатные печи. Это позволило избавиться от дыма в помещении, а также намного лучше использовать теплоту от сгораемого топлива.
Развитие устройства дымоходной техники.
С того самого периода, когда было впервые сконструировано нечто, позволявшее отводить дым из помещения, устройство дымохода, развитие его конструкции, технология монтажа стало занимать мысли человека. Удовлетворив первичным требованиям: статическая устойчивость, пожаробезопасность, газоплотность, переход от одного вида топлива к другому, а также дальнейшее совершенствование установок сжигающих топливо выдвигало всё новые и новые требования к устройству дымохода.
Однослойное устройство дымохода.
В течение долгового времени в строительстве жилья наиболее востребованным вариантом отведения дымовых газов от места их образования была однослойная труба. Позднее ей на смену пришла
однослойная дымовая труба из готовых элементов, основным преимуществом которой перед предшественницей был простой и лёгкий монтаж.
Двухслойное устройство дымохода.
Рост использования установок работающих на нефтепродуктах, вызвал появление новых требований к устройству дымохода. Кроме статической и противопожарной стойкости возникло требование по устойчивости к
воздействию кислот, что привело к созданию двухслойных дымовых труб. Внутренняя труба, которых из шамота, выполняет требования по кислотоустойчивости, а наружная оболочка отвечает за статическую устойчивость.
Трёхслойное устройство дымохода.
Энергетический кризис семидесятых годов повлёк за собой дальнейшее развитие техники сжигания топлива. В конце концов, это привело к тому, что на рынке появились котлы с более высоким к.п.д. использования энергии сжигаемого топлива, и как следствие более низкими температурами дымовых газов. В это же время происходил массовый переход на топливо, при сжигании которого выделяется большое количество водорода, например, природный газ и мазут. Всё это потребовало от разработчиков создания трёхслойного устройства дымохода. В этих системах внутренняя труба из шамота окружена специальным слоем теплоизоляции, которая не позволяет охлаждаться дымовым газам до образования обильного конденсата на внутренней поверхности дымовой трубы.
Кроме разрушительного воздействия увлажнения конструкции дымовой трубы, проблема конденсата состоит ещё и в том, что, растворяясь в водной среде, газообразные продукты сгорания, превращаются в смесь азотной и серной кислоты. Эта агрессивная смесь начинает разъедать поверхность дымовой трубы, разрушая её.
Тепловая изоляция также гарантирует подвижность внутренней трубы при её тепловом расширении.
Для снижения чувствительности дымовой трубы к влаге в к конструкцию были введены вентиляционные каналы.
Итог эволюции дымовой трубы и современные требования к устройству дымохода.
Дымовые трубы относятся к строительным конструкциям, испытывающим воздействие наиболее сильных нагрузок. Дымовые трубы должны быть статически устойчивыми, стойкими к воздействию тепла и влаги, возгоранию сажи внутри дымовой трубы, быть кислотоустойчивыми. При температуре дымовых газов в дымовой трубе более 400 градусов её наружные поверхности, граничащие со строительными конструкциями из горючих материалов, не должны нагреваться выше 85 градусов. При возгорании сажи внутри дымовой трубы её наружные поверхности, не должны нагреваться выше 100 градусов.
Чтобы предотвратить распространение огня на другие этажи, в случае возникновения пожара снаружи, дымовая труба должна сохранять статическую устойчивость в течение минимум 90 минут. При этом нельзя допустить передачу теплоты по наружной оболочке дымовой трубы и повышение температуры её поверхности на других этажах до опасных значений.
Керамические дымоходы Schiedel в полной мере отвечают современным требованиям к дымовой трубе. Продуманное устройство дымохода Schiedel включает в себя все необходимые компоненты, позволяющие успешно работать с любыми устройствами.
-
Каналы для установки армирующих стержней, предназначенных для повышения устойчивости дымовой трубы.
-
Каналы вентиляции.
-
Каменная оболочка.
-
Тройник для подключения потребителя (угол подключения 90 и 45 градусов). Отверстия в каменных оболочках для подключения потребителя к тройнику выполняются по месту угловой шлифовальной машиной. Возможная высота подключения потребителя 1,49 м, 1,82 м, 2,15м. Иных высот подключения дымохода можно достичь дополнительным бетонированием площадки.
-
Контурная теплоизоляция позволяющая снизить теплопотери в шахте дымовой трубы, также позволяет избежать замерзания конденсата.
-
Шамотная труба круглого сечения обеспечивающая идеальные аэродинамические свойства, а материал трубы обеспечивает кислотоустойчивость системы.
-
Тройник для подключения дверцы.
-
Герметичный затвор дверцы.
-
Дверца для осмотра и очистки, позволяет производить осмотр рабочего состояния системы.
-
Ёмкость для сбора конденсата.
-
Отвод конденсата. На этапе проектирования предусматривается возможность отвода конденсата в систему канализации.
-
Вентиляционная решётка приточного воздуха для каналов проветривания.
-
Основание дымовой трубы, забетонированная каменная оболочка.
Устройство дымохода при переходе дымовой трубы через межэтажное перекрытие.
-
Каналы для установки армирующих стержней.
-
Каменная оболочка.
-
Контурная теплоизолция
-
Межэтажное перекрытие по лагам (подробно о конструкции межэтажного перекрытия в статье Каркасный дом).
-
Слой изоляции дымовой трубы от перекрытия (20 мм).
-
-
Каналы вентиляции.
Устройство дымохода при переходе дымовой трубы сквозь стропильную конструкцию.
Деревянные элементы стропильной конструкции должны быть изолированы от поверхности дымовой трубы при помощи негорючей теплоизоляции.
Возвышающаяся над крышей часть дымовой трубы подвергается значительным ветровым нагрузкам и поэтому рекомендуется произвести крепление ствола трубы к элементам стропильной конструкции.
Чтобы избежать дополнительных мероприятий по обеспечению статической устойчивости дымовой трубы, рекомендуется проектировать выход дымохода как можно ближе к коньку. В случае если дымовая труба высоко возвышается над крышей, необходимо предусмотреть дополнительные мероприятия по статической защите конструкции дымовой трубы, такие, как например, установка стального обвязочного каркаса из металлических уголков, или использования многофункционального канала, который заливается бетоном до самого основания, предварительно в многофункциональный канал закладываются армирующие стержни. Такое решение позволяет использовать систему Schiedel UNI в качестве отдельно стоящей трубы.
Устройство дымохода в верхней над кровельной части
Обмуровка кирпичом на консольную плиту.
-
Герметик.
-
Конус из нержавеющей стали.
-
Лёгкая покровная плита под обмуровку.
-
-
Контурная теплоизоляция дымовой трубы.
-
Каналы вентиляции.
-
Шамотная труба.
-
Консольная плита.
-
Вентиляционное отверстие в шве кирпичной кладки.
-
Вентиляционное отверстие в шве кирпичной кладки.
Решение верхней части дымоходной трубы с помощью комплекта FBK
-
Герметик.
-
Конус из нержавеющей стали.
-
Лёгкая покровная плита под комплект FBK.
-
Оболочка из волокнистого бетона (имитация под кирпич или штукатурку).
-
Контурная теплоизоляция дымовой трубы.
-
Каналы вентиляции.
-
Шамотная труба.
-
Также допустимы следующие варианты отделки верхней части дымовой трубы: